Последнее время часто сталкиваюсь со спорами о важности эмоций в искусстве. О "я так вижу/чувствую" и прочих "вибрациях". Потому хочется оставить тут эти выдержки:
"У неразвитого человека нет мыслей без эмоций. Развитый тем и отличается, что не только сознательно исключает эмоции, но и чувства, как таковые. Наука начинается тогда, когда учёный говорит, что он не знает, что такое ТЕПЛО, или ТВЁРДО, или ПРИЯТНО, а знает ТЕМПЕРАТУРУ в цифрах, ПЛОТНОСТЬ в цифрах, УРОВЕНЬ ГОРМОНОВ в цифрах, где цифры есть условно принятые ОБЪЕКТИВНЫЕ единицы, не зависящие от эмоций и ощущений."
"Наука это общая сумма всех УРАВНЕНИЙ, написанных на специально созданным для этого языком математики и каждый символ здесь требует точного понимания основ этого языка. Искусство есть общая сумма ОБРАЗОВ созданных человечеством по только ему положенным законам и каждый образ требует точного понимания формального языка именно только этого искусства. Общее между ними-ЛОГИКА, а не чувства, или эмоции. Искусство и наука вызывают эмоции - это да, но во-первых у всех разные, а во-вторых разного качества, а у многих серьёзные отклонения от нормы, но создаются они РАЗУМОМ и ИНТУИЦИЕЙ. Даже сумасшедший имеет логику, которая закономерна"
"Сознание можно условно разделить на разум и эмоции(чувства),причём вторые зависят от первого количественно и качественно. Об этом писал Декарт, как и о том, что одно и то же явление вызывает дико разные эмоции и интерпретации у разных людей(мозгов).
Эмоции совсем не ядро нашего мышления, а животный атавизм, доставшийся нам по наследству. И любой нейробиолог это скажет на Библии. Это правда, что мышление начинает формироваться на основе эмоций, за которыми стоит генетическая память рода. Образно говоря ребёнок выживает за счёт проверенной веками простейшей программы на выживание, реагируя ЭМОЦИОНАЛЬНО (надо понимать это как МОТИВАЦИЮ, те куда рулить он же ещё не знает, НЕТ МЫШЛЕНИЯ ПОКА ЧТО ЛИЧНО ЗАРАБОТАННОГО В НОВОЙ СРЕДЕ. Зато видит, что пахнет сиськой и молоком, вот эмоция плюс, он тянется и сосёт и улыбается и выживает. Но потом он получает образование, и там его УЧАТ НЕ ПОЛАГАТЬСЯ НА ЭМОЦИИ, ибо это примитивно и зачастую ошибочно. И тогда он идёт и изучает гной и живёт под водой и летит на Луну, испытывая страх и ужас, те негативные эмоции, но полагается на РАЗУМ, и СОЗНАТЕЛЬНОЕ."
Вот как пример работы сознательного в высшем из искусств - музыке: